WOLS

Главная Биография Живопись Фотография Галерея

 

Вольс - художник и график

1 2

До сих пор исследователи исходили из фактов биографии Вольса и стремились совместить события жизни и творчества. Его относили к кругу pentres maudits, творцов, чье существование определялось конфликтами с буржуазными нормами. Более того, Вольса считали представителем «потерянного поколения», то есть тем, чья жизнь, как принято считать, была омрачена утратой традиционных моральных и человеческих ценностей, — важнейшим опытом для этих людей была война с ее ужасами и бесчеловечностью.

Творчество Вольса с легкостью интерпретировали как своеобразный дневник грусти и нужды, записки о деградации и разрушении человеческой личности, ее духовного мира. Наиболее определенно в таком духе высказался Жан-Поль Сартр в опубликованном в 1963 году эссе «Пальцы и не-пальцы».

В сущности, факты биографии ничего не сообщают относительно искусства Вольса. Дневниковые записи его матери, касающиеся детских и юношеских лет сына, а также отдельные высказывания Грети, не дают ключа к пониманию развития мастера и особенностей его творчества — скорей, они, напротив, мешают восприятию и отвлекают внимание от действительно важного. Иногда в указанных источниках упоминается о встречах Вольса с другими художниками, однако все ограничивается Вольс живописьнеясными намеками, и мы ничего не узнаем о длительности и значении этих контактов. Вольс, по-видимому, избегал обнародования своей личной жизни. Свои фотографии, рисунки, акварели и живописные работы, за немногими исключениями, он не датировал. На основании известных биографических фактов не удается воссоздать жизненный путь Вольса-художника.

В 1940 году к заявлению с просьбой о въездной визе в США Вольс приложил автобиографию, в которой писал, что в 1932 году в Париже начал заниматься абстрактной и сюрреалистической живописью. В этой связи им упомянуты имена Макса Эрнста и Андре Массона.

Вольс также упоминает, что некоторые его работы находятся у Курта Зелигмана, принадлежавшего к кругам сюрреалистов до отъезда в США. Грети часто рассказывала, что Вольса связывала дружба с художником Вольфгангом Пааленом, уроженцем Вены, в конце 20-х годов также примкнувшим к сюрреалистам. В начале войны Паален эмигрировал в Мексику, следовательно, годы дружбы с Вольсом приходятся на довоенный период...

Однако из биографических сведений мы ничего не узнаем об интенсивности этих контактов. Более конкретная информация содержится в самих рисунках и акварелях Вольса. Известны лишь немногие работы, подписанные, вернее, обозначенные монограммой W.S., очевидно, они созданы до 1937 года, когда художник взял себе псевдоним «Вольс». По этим ранним произведениям сегодня уже не установить, какие импульсы были плодотворными для творческого развития художника.

Лишь акварели и рисунки, появившиеся незадолго до войны и в первые месяцы пребывания в лагерях для интернированных, позволяют сделать некоторые предположения. Вольса, видимо, вдохновляли фантастическая живопись и графика Ива Танги конца 20-х годов. В своих работах он буквально цитирует многие детали — биоморфные объекты, нити и волокна, обрезки труб, звездчатой формы вращающиеся тела. Как и Танги, Вольс использует стереометрические тела, передавая идею объемного пространства. Рисунки лишь контурны, в этом Вольс также следует примеру Танги.

Возможно, импульсы такого рода Вольс обрел также в творчестве Миро, Пикассо и Массона. В композиции его работ есть сходство с рисунками Пикассо 30-х и Массона 1937–1938 годов. Массон, возможно, повлиял также на изображения, напоминающие фигуры, в которых, благодаря соединению взаимно противоречащих и разнородных объектов, возникает новый образ.

Помимо этих черт сходства с другими мастерами существенное значение имеет сюрреалистический принцип обыгрывания случайных и неожиданных сочетаний. Противоречия и несовместимость Вольс, вслед за Танги и Массоном, использует сознательно, чтобы осуществить переход от реальности к фантазии или наоборот, чтобы плод воображения Вольс живописьпредставить как нечто достоверное, но принадлежащее другой реальности. В своих афоризмах Вольс говорит: люди, грезящие с открытыми глазами, видят больше, чем те, кому снятся сны. Эта мысль показательна — художник сформулировал свою цель: выйти за пределы реальности и, несмотря на этот выход, остаться убедительным настолько, чтобы могли возникать воспоминания и связи его образов с другими, реальными образами, знакомыми зрителю. Вольс выработал свой собственный язык из фигур и объектов, который используется для создания все новых и новых «текстов». В повторении мотивов можно, казалось бы, усмотреть тенденцию к символизму или аллегоричности. Однако всякий раз новые условия и новое расположение существенно изменяют смысловое содержание повторяющихся элементов. Вольс не повествует и не отображает некие действия. Он создает образные миры, которые позволяют нам непосредственно представить себе те или иные настроения и душевные состояния благодаря тому, что мысленно мы погружаемся в его миры и живем в них. Это декорации без света и тени, перед которыми все кажется легким, парящим, бестелесным. Имажинации никогда не выходят за пределы рисунков. Композиция ориентирована на воображаемую центральную ось, наш взгляд несколькими путями движется к центру. Вначале Вольс предпочитал поперечный формат. Со временем работы вытягиваются по вертикали, центральная ось становится более ощутимой.

Вероятно, своеобразным катализатором развития Вольса в первый период творчества стала большая международная выставка сюрреалистов, проходившая в 1938 году в парижской Галерее Изящных искусств. Видел ли ее Вольс, неизвестно, однако именно эта выставка могла, пожалуй, показать ему, что все еще существуют потенции для дальнейшего развития сюрреализма. Когда это движение в чистом виде исчерпало себя, — конец ему положил спор о творческих и политических задачах художника, — Вольс индивидуально и совершенно не догматически воспринял идеи сюрреалистов. Арест и лагерь воспрепятствовали его непосредственному знакомству с творчеством других художников. Вольс оказался предоставленным самому себе. И он двигался вперед шаг за шагом, последовательно, почти планомерно.

В последние месяцы заключения, в 1940 году, Вольс отказывается от воспроизведения реальности. Работы становятся все более абстрактными. Эта тенденция наметилась раньше, когда в рисунке он четко разграничивал главное и второстепенное, придавая линии самостоятельность и независимую выразительность. Контур создается из структурообразующего сплетения линий. Противопоставленные структуры сменяют теперь конфронтацию тех или иных объектов.

Вольс живописьВ Касси, где Вольс и Грети поселились в ноябре 1940 года, глаз художника обращается к природным объектам. Однако его привлекают не величественные панорамы и ландшафты, а отдельные детали, животные и растения, камни, или части этих объектов. Занимаясь наблюдениями и размышляя над своими творческими интенциями, Вольс приходит к структурам, которые изображаются им как нечто параллельное природным объектам. Существующая действительность расширяется и дополняется. Связь с реальностью позволяет понимать художественные находки Вольса как саму реальность, даже если реминисценции и сравнения с привычной нам жизненной действительностью отсутствуют.

Далее>>

 

 

Сайт создан в системе uCoz