WOLS

Главная Биография Живопись Фотография Галерея

 

Вольс - Биография

Альфред Отто Вольфанг Шульце родился в семье высокопоставленного немецкого чиновника и, вместе с тем, любителя и покровителя искусств: после переезда семьи в 1919 г. в Дрезден отца не раз писали тамошние живописцы, включая Отто Дикса, многие из них постоянно бывали в доме семьи Шульце.

Решающими событиями в жизни будущего художника стал подаренный ему в 1924 г. фотоаппарат, а также посещение Международной художественной выставки и Дрезденской выставки к 50-летию Пауля Клее в 1926 г. В 1927—1928 гг. Альфред Отто активно занимался музыкой (скрипка) и спортом.

Болезнь и смерть отца в 1929 г. оказались шоковыми. Альфред Отто бросил школу, сблизился с литературно-художественной богемой Дрездена, Так и не закончив гимназию, Вольфгант задумывается о своем дальнейшем жизненном пути. Обладая талантом скрипача, он, тем не менее, отвергает музыкальную карьеру. Для начала устроившись в фотомастерской, а затем рабочим в авторемонте, чрезвычайно интересуется этнографическими исследованиями африканиста Лео Фробениуса, старого друга его отца.Отто мечтает изучать этнографию, но отсутствие аттестата зрелости помешало реализации этого желания.

Вольфганг начинает учиться у художников объединения Баухауз, где Мохой-Надь советут ему поехать в Париж, снабдив рекомендательными письмами. В 1932 г. он отправился в Париж, познакомился с Фернаном Леже. Через румынку Елену-Маргариту Дабижа («Грети»), жену поэта Жака Барона, которая стала подругой, а потом женой В., он вошел в круг сюрреалистов, подружился с Х.Арпом, А.Колдером, А.Джакометти, актерами театра и кино.

В 1933 г., после краткой деловой поездки в нацистскую Германию, решил вернуться в Париж и никогда больше не бывал на родине. Как дезертир и апатрид испытывал постоянные трудности в отношениях с властями и во Франции, и в Барселоне, куда вместе с Грети переехал в конце 1933 г., а потом на острове Мальорка и в Ибице. Работал шофером такси, гидом, давал частые уроки немецкого, жил в крайней бедности. В 1935 был выдворен из Испании. В 1936 с помощью Ф. Леже получил разрешение жить в Париже, но должен был ежемесячно регистрироваться в полиции.Вольс фото

С 1937 активно занялся фотографией, работал на Всемирной выставке в Париже, его фотографии публиковались во многих журналах мира. В январе-феврале 1937 его фотоработы были выставлены в престижной парижской Галерее Плеяды. В это время ему приходит оригинальная идея псевдонима «Вольс»: нечто похожее он однажды увидел в адресе телеграммы, где по ошибке начальные буквы имени Вольфганг были написаны слитно с первой буквой фамилии (S). В дальнейшем все фотографии, рисунки, акварели и живописные работы он подписывает этим именем.

Он завязал множество знакомств в литературных, художественных и театральных кругах Парижа (Макс Эрнст, Жак Превер, Рафаэль Альберти, Роже Блен и др.).

wols живопись3 сентября 1939 г. вместе с многими соотечественниками во Франции оказался интернирован как подданнывй страны-противника — прошел через лагеря в Нёви-сюр-Баранжон, в Монтаржи, в Милле (неподалеку от Экс-ан-Прованса), где его соседями были Макс Эрнст, Леон Фейхтвангер, Вальтер Газенклевер и др. За время годичного заключения он создал ряд рисунков тушью и акварелью, выполненных на крошечных клочках бумаги. Так появилась серия "Города", в которой он с помощью тонких штрихов изобразил безлюдные площади, аллеи и улицы, которые явились отражением мира его грез.

29 октября 1940 освобожден, поскольку заключил брак с Грети, имевшей французское гражданство (свидетелем на их свадьбе был известный впоследствии историк импрессионизма Джон Ревалд).

Семья поселилась в городке Кассис под Марселем, Вольс пытался эмигрировать в США, переправлял туда свои работы для продажи, чтобы окупить визы и дорогу, но разрешение пришло слишком поздно, а многие произведения по дороге пропали. Вольс пристрастился к алкоголю.

Wols портретВ его работах начала 40-х можно распознать кристаллы, звезды, фаллические символы и микробоподобные формы. Он ограничивался в основном малыми форматами, поскольку написание "больших" картин, по его мнению, было сродни "гимнастике" и означало для него проявление "излишнего честолюбия". Отправным пунктом рисунков Вольса был чаще всего какой-то предметный мотив, который он рассматривал, помещая в плоскость своих личных ситуаций. Так, во многих работах у него встречается изображение бутылки - иногда как предмета, который оказывает на зрителя эффект значимого образа, иногда как разливающейся во все стороны сущности с вписанными в нее автором символами.

После возвращения в 1945 в Париж Вольс заключил договор с галереей Рене Друэна, где несколько раз выставлялся. Подружился с Ж.-П.Сартром. Выставка нефигуративной живописи маслом в галерее Друэна в 1947 г. потрясла парижскую публику. Вольс, названный пионером ташизма и информеля, участвует в нескольких крупнейших экспозициях в Париже вместе с ведущими французскими мастерами, иллюстрирует книги Жана Полана, Сартра, Кафки, Арто, принимает участие в международных выставках в Милане и Нью-Йорке. Он заключает на два года договор с галереей Пьера Лейба.

Wols живописьНачиная с 1945 Вольс выбирал для своих картин только большие форматы. Плоскость картины он определял как "резонатор" своего восприятия, принося в жертву каждой работе кусок своего существования. Так как предметное искусство более не могло привести его к новым творениям, он стал одурманивать себя алкоголем и наркотиками. Используя тушь и акварель, он создавал так называемые "психограммы" - переплетения из линий и цветовых пятен, которые часто напоминают раны, травмы и разрушения

После 1948 г. его здоровье резко ухудшается. В 1951 он надолго попадает в больницу с воспалением легких и циррозом печени. Выписавшись из больницы и со свежими силами взявшись за работу, Вольс в несколько дней умирает от тяжелого пищевого отравления.

Вольса нередко рассматривают как жертву, «загнанную лань»: известная страшная картина – художник и насильственное буржуазное общество, чудовищный фашизм и лирик. Вольс действительно очень боялся угрожавших ему внешних сил – полицейских, немцев, чиновников, культурных людей. Насколько его творчество действительно выросло из страха, было формой подавления страха, – решить не так просто, потому что Вольс не был несчастным, – об этом говорят его афоризмы и записи, например, такие:

«Вольс искренне любит материю, которая нас окружает»
«На душе легко и привольно от шелеста тополей,
похожего на шум парусов в шторм, где-то в далекой вышине. Желание понять тщетно. Чернила замерзли. Январь.
Нет ничего бесполезного – и ничего полезного».

Вольсу можно даже позавидовать как счастливому, блаженному человеку, источником искусства которого была наивность и благодать. Она снисходила на него в изгнании, в бегстве, в уходе в себя, в пьянстве. Имя Вольса встречается в статьях, посвященных «эскапизму» – так пару десятилетий назад называли сознательный выход из общественной игры в пространство личной нарциссической свободы.

В начало страницы

 

Сайт создан в системе uCoz